Безграничное наследие Петра Чайковского поражает меня. Столько разной прекрасной музыки для детей, столько удивительных музыкальных открытий и находок. Слушаем "Миниатюрный марш" Чайковского из "Оркестровой сюиты No. 1". Вспоминаем уже знакомые нам марши - серьезные и шуточные, военные громогласные и игривые кукольные. Танцуйте вместе с нами. Слушайте классическую музыку с детьми.
Дорогие друзья! Мы живы, мы шьем, вяжем и слушаем классическую музыку. Просто не так части обновляем новости на нашем сайте. Ждем вас на занятиях! Ждем в мастерской!
Информация для тех, кто планирует посетить занятие "Красного слоника" 15.11.
Анонс на ближайшие капустники для мам и деток любого возраста. Ждем вас в гости!
№046 Классическая музыка детям "Бывает марш миниатюрный"
Привожу здесь прошлые музыкальные занятия о марше:
- №038 Классическая музыка детям "Корр-ррр-рр-р-ида!"
- №037 Классическая музыка детям "Детские игры Бизе (марш)"
- №010 Классическая музыка детям "Бывает музыка детская..и не детская?!"
- №003 Классическая музыка детям "Маршируем с маршем деревянных солдатиков"
А сегодня мы послушаем Петра Чайковского "Миниатюрный марш" (Оркестровая сюита No.1; Orchestral Suite No. 1 (d-moll), Op. 43).
"Миниатюрный марш" с его механической "игрушечной" звучностью звучит остро, ритмично. Это своеобразное сказочно-фантастическое, крикатурно-шуточное преломление жанра марша. Примечательно, что Чайковский первоначально хотел назвать пьесу "маршем лилипутов".
Б. В. Асафьев в своей работе "Инструментальная музыка Чайковского" определил этот марш как "кукольный", сравнивая его звучание со звучанием "механического органчика". Сам Чайковский помимо "Миниатюрного марша" создал несколько пьес такого же рода ("Марш деревянных солдатиков" из "Детского альбома", ряд эпизодов в балете "Щелкунчик").
Поговорим о музыкальных инструментах. В "Миниатюрном марше" господствует "облегченный", хрупкий колорит звучания. Петр Чайковский исключает из состава оркестра все инструменты с густым низким звуком, все медные инструменты. Струнные инструменты представлены только скрипками, которые композитор, однако, привлекает не для «пения», обычно выражающего теплое человеческое чувство, а для воспроизведения острых, отрывистых звучаний. Одновременно Чайковский вводит в оркестр инструменты со своеобразным "звонким" звуком— колокольчики и треугольник. Широкое применение в этой пьесе находит и малая флейта (пикколо) с ее светлым, а порою пронзительно острым звучанием.
Причудливый, фантастический характер носит уже первая тема марша. Основная ее мелодия звучит у флейты-пикколо в очень высоком регистре. В ней обращают на себя внимание острые, напряженные интонации, назойливо-механичные повторы попевок.
В начале среднего раздела марша создается очень колоритное прозрачное и звенящее волшебное звучание — мелодию здесь ведут четыре скрипки и колокольчики в высоком регистре. Музыка звучит так размеренно, словно это играет заводная "музыкальная шкатулка".
Ход нашего музыкального занятия:
- Вспомним, что такое марш. Вспомним прошлые занятия "365 дней Под дубом". Познакомимся с иллюстрациями к занятию, настроимся на сказочный миниатюрный лад.
- Послушаем "Миниатюрный марш" Петра Чайковского из Оркестровой сюиты No.1Orchestral Suite No. 1 (d-moll), Op. 43). Обсудим настроение музыки. Опишем наши впечатления от услышанного мотива. Попытаемся угадать, какие музыкальные инструменты здесь звучат.
- Потанцуем "Миниатюрный марш" Чайковского. Маршируем как заводная игрушка-солдатик, а может быть как волшебный рыцарь на коне, а может быть как... Танцуйте!
- Нарисуем музыку Петра Чайковского, такую прозрачную волшебную, такую детскую.
- Обсудим наши рисунки, подведем итоги музыкальному занятию.
Творческих успехов вашим деткам! Скачайте иллюстрации и музыкальный фрагмент в нашей группе.
https://https://vk.com/poddubom_2015