Водные процедуры в мастерской "Под дубом"! Сегодня музыка похожа на воду! Слушаем "Аквариум" Сен-Санса из "Карнавала животных" и произведение Равеля "Игра воды". А под музыку наслаждаемся картинами Айвазовского с видами воды в разных состояниях (шторм, гладь, буря, закат, рассвет). Можно чуть забегая вперед, объединить данное музыкальное занятие с занятием №030 "О, Сицилия! О, море!" .
Дорогие друзья! Мы живы, мы шьем, вяжем и слушаем классическую музыку. Просто не так части обновляем новости на нашем сайте. Ждем вас на занятиях! Ждем в мастерской!
Информация для тех, кто планирует посетить занятие "Красного слоника" 15.11.
Анонс на ближайшие капустники для мам и деток любого возраста. Ждем вас в гости!
№9 Классическая музыка детям "Музыка воды, игры с водой"
Сегодня мы спустимся в подводное царство, послушаем шум волн, искупаемся в горном ручье... Закройте глаза и представить себе, что вы: пускаете бумажный кораблик; загораете на берегу моря; плывете на лодке и ловите рыбку; капитаны большого корабля; плаваете вместе с дельфинами.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: удивиться тому, как музыка может изображать воду, море, аквариум.
Вы любите море? Море очень любил рисовать русский художник - Иван Константинович Айвазовский.
Он рисовал разное море - штормовое, спокойное, ласковое вечернее, утреннее сонное, злое бушующее...
Давайте посмотрим несколько картин Айвазовского с видами моря? (покажите картины)
Композиторы также изображали море с помощью различных музыкальных инструментов. Сегодня мы послушаем две композиции, где музыка так похожа на течение реки, брызги воды и шум моря...
Ход нашего занятия:
- Познакомьте деток с картинами Ивана Айвазовского (мне кажется, что маленьким детям сложно запоминать отчества, поэтому я использую для знакомства с композиторами и художниками - имя и фамилию). Рассмотрите картины, разные состояния воды, обсудите какие цвета использовал художник, какое настроение у воды, какое время дня и время года изображено на картине.
- Укладывайтесь на подушки прямо на пол и закрывайте глаза. Слушаем "Аквариум" из цикла "Карнавал животных" Шарля-Камиля Сен-Санса. Флейта, стеклянная гармоника, струнные, фортепиано. Звучание флейты, играющей мелодию, оттеняется "булькающими" звучаниями и глиссандо у фортепиано и стеклянной гармоники, создавая картину аквариума. Обсуждаем настроение музыки. Обязательно напомните деткам, что мы уже слушали фрагменты из "Карнавала животных" Сен-Санса!
- Слушаем "Игра воды" Мориса Равеля. Шум морского прибоя, плеск ручья, шелест леса, утренний щебет птиц сливаются в произведении. В фортепианной пьесе слышны переливы искрящихся на солнце струй. Обсуждаем настроение музыки.
- Слушаем оба музыкальных фрагмента и танцуем музыку. Можно быть рыбкой. Можно быть пузырьком воздуха. Можно быть водорослью, которую колышет течение. А может, музыка напомнит вам парусный корабль... и вы капитан за штурвалом во время шторма или штиля?... Мечтайте, фантазируйте, танцуйте.
- Рисуем музыку "Аквариум" Сен-Санса и "Игра воды" Равеля. Обсуждаем, кто что нарисовал. Осторожно задавайте вопрос "почему ты нарисовал это?" - недоброжелательный тон может насторожить деток, снизить их творческие фантазии. Главное - творчество и чувство музыки!
Шарль-Камиль Сен-Санс - французский композитор. Давным-давно родился во Франции, в Париже, в семье музыкантов мальчик — Камиль Сен-Санс, будущий композитор. Он с самого раннего детства, любил вслушиваться в шумы, звуки природы. Прежде чем Камилю исполнилось три года, у него обнаружился абсолютный слух. Некоторые люди думают, что только в лесу или в деревне можно услышать что-то интересное, а что особенного можно услышать на нашей улице? А вы как думаете? Давайте представим себе "голоса улицы": вот кто-то прошел, разговаривая, вот проехала машина, а вот промчалась пожарная, а из окон дома доносятся звуки музыки, а где-то лает собака… Вот как много интересных звуков нас окружает! А вот маленький Камиль очень любил слушать… чайник. Огромный пузатый чайник каждое утро ставили на огонь, а Камиль садился на табурет и ждал, когда тот заворчит, запыхтит и засвистит. И, конечно же, мальчик любил прислушиваться к звукам природы, и когда вырос, смог передать их в своей музыке. Маленький Сен-Санс собирал камни, выращивал цветы, но особенно он любил животных — и диких, и домашних.
Кстати! Обратите внимание деток ещё раз (мы уже говорили об этом в занятии №8), что фотографии композиторов все черно-белые! В те времена не было цветной фотографии, а когда-то совсем давно не было даже черно-белой фотографии (были только картины художников).
Можно чуть забегая вперед, объединить данное музыкальное занятие с занятием №030 "О, Сицилия! О, море!" . Прекрасная музыка Вивальди "Сицилиана" ждет своих маленьких слушателей!
Вы можете скачать изображения картин Ивана Айвазовского и музыкальные фрагменты "Игра воды" Мориса Равеля и "Аквариум" Сен-Санса из "Карнавала животных" по ссылке - СКАЧАТЬ ЗАНЯТИЕ №009